Возможные противоречия, связанные с системой оценки эффективности
Реализация идеи измерения результатов деятельности госучреждения далеко не проста. В табл. 1 приведены условия, при которых определение качества работы сравнительно не сложно (первый столбец), и когда определение качества работы затруднительно (второй столбец). Понятно, что в условиях муниципальных образований условия второго столбца встречаются гораздо чаще. Однако и в этих случаях необходимо искать пути решения задач оценки деятельности муниципальных образований.
Таблица 1. Дифференциация условий определения результативности работы
Условия, облегчающие определение качества работы производственного объекта управления |
Условия, затрудняющие определение качества работы государственного объекта управления |
Организация производит продукт |
У организации есть обязательства и ценностные ориентиры |
Продукт простой |
Продукт сложный |
Организация ориентирована на продукт |
Организация ориентирована на процесс |
Самостоятельная деятельность |
Совместная деятельность |
Продукт производится независимо от других продуктов |
Продукты взаимозависимы |
Причинно-следственные связи известны |
Причинно-следственные связи неизвестны |
Качество измеримо при помощи индикаторов |
Качество неизмеримо при помощи индикаторов |
Единообразный продукт |
Многообразный продукт |
Стабильная внешняя среда |
Динамичная внешняя среда |
Рассмотрим условия, затрудняющие определение результативности работы государственного объекта управления (условия второго столбца) с анализом ситуаций, вызываемых этими условиями.
Обязательства и ценностные установки, а не продукты.
Власти не производят продукты, а выполняют обязательства — обеспечивают жизнеспособность и безопасность общества, несут ответственность за решение сложных, не имеющих однозначного решения проблем. На свободу деятельности властей влияют конституционные свободы (так, эффективность и результативность деятельности прокуратуры ограничена правом подозреваемого на правовую защиту).
Все это осложняет возможность оценки результативности деятельности организации. Система оценки эффективности побуждает к постоянному улучшению качества результатов работы. Для некоторых задач это равно укреплению законности, и тогда никаких возражений против введения процедуры оценки эффективности быть не может. При выполнении других задач может возникать конфликт между эффективностью, с одной стороны, и законностью, с другой. В этом случае внедрение оценки эффективности может столкнуться с проблемами.