Возможные противоречия, связанные с системой оценки эффективности
Поэтому трудно оценить результативность работы властных структур.
Сложные, комплексные продукты.
Продукты как результаты деятельности организации не всегда поддаются однозначной оценке, если соответствуют разным — нередко конфликтующим между собой ценностным установкам. Наличие системы оценки эффективности сопряжено с риском того, что власти пренебрегут отдельными ценностными установками, и, поскольку оценка эффективности "работает" только с четко определенными и измеримыми целями и показателями, полученная картина эффективности деятельности организации не будет целостной.
Ориентация на процесс, а не на продукт.
Ряд государственных организаций являются в значительной степени процессно-ориентированными. Так, организации, работающие в среде, где действуют несколько участников, обязаны уделять внимание консультациям и переговорам с ними. Конечный результат переговоров может быть трудно предсказуемым, хороший процесс может привести к неутешительным результатам. Нечто подобное наблюдается и в научно-исследовательских учреждениях, где результаты инновационного исследования иногда с трудом поддаются прогнозированию. Хорошо продуманный и тщательно проведенный научный эксперимент может разочаровать либо скромными результатами, либо полным их отсутствием. Когда в организации доминируют процессы, оценка эффективности ее деятельности является проблемной.
Продукт производится совместно с другими учреждениями (организация не является самостоятельным производителем).
Эффективность многих государственных организаций может быть оценена только очень условно, т.к. они участвуют в производстве продуктов как бы в роли катализаторов, т. е. участвуют в производстве продуктов совместно с другими учреждениями. Так, продолжительность рассмотрения уголовного дела перед судом в некоторой степени зависит от позиции адвоката; успеваемость ребенка в школе — от родителей.
Следовательно, возникающий в процессе совместных действий результат (продукт) может быть лишь частично отнесен на счет государственных организаций.
Продукты взаимозависимы
Продукты многих государственных организаций являются взаимозависимыми. Так, в муниципалитете результат работы отдела по планированию может повлиять на результат деятельности отдела по охране окружающей среды. Оценка эффективности работы отдела по планированию исключительно по продукту снижает стимулы к развитию системы взаимодействия между отделами.
Таким образом, эффективно работающее подразделение не всегда способствует росту эффективности работы организации в целом. Следовательно, применение системы оценки эффективности может способствовать снижению синергетического эффекта организации.
Причинно-следственные связи неизвестны, неочевидны или неоднозначны.
Связь между усилиями и результатом не всегда является очевидной. Беседа с заключенным, целью которой является предотвращение повторных преступлений, — лишь один из факторов, определяющих, нарушит ли заключенный закон впоследствии. Предсказать вероятность того или иного исхода сложно. Результат (в вышеприведенном примере — отсутствие повторных преступлений у бывшего заключенного) лишь частично зависит от этой беседы (приложенных усилий), поэтому результаты измерения качества работы не совсем точно отражают эффективность деятельности организации. Организация может определить свой продукт иначе (например, количество проведенных с заключенными бесед), однако и это не обеспечит адекватного представления о деятельности.