Квалификация сотрудников и ее повышение
Наряду с этими, ощутимыми непосредственно на отдельных рабочих местах, последствиями изменений большое значение имеет тот факт, что происходящие перемены требуют от работ- ников гибкости. Необходимое желание и способность перестраи- ваться могут быть развиты в ходе соответствующих тренировоч- ных мероприятий.
(2) Комплексность и концепция управления
На крупных предприятиях, основанных на разделении труда, особенно необходимы интегративные знания, т.е. знания о внут- рифирменных взаимосвязях как условие самостоятельной коор- динационной деятельности. С повышением комплексности, осо- бенно с ростом организационной единицы, эта потребность воз-
147
растает. Становится все труднее заранее удовлетворить потреб- ность в координации с помощью организационных норм. Ис- пользование неструктурных механизмов координации, в особен- ности с помощью повышения квалификации и тренировочных программ, способствует снижению спроса на структурные меха- низмы координации, т.е. на организационное регулирование.
Комплексность принятия решений повышается при динами- ческих изменениях внешней среды, которым в большей степени соответствуют так называемые органические формы организа- ции и управления (Burns/Stalker, 1961). Органические организа- ционные формы и органические формы управления характери- зуются децентрализованной координацией, а также высокой сте- пенью передачи прав на принятие решений и ответственности на нижние уровни управленческой иерархии и вовлечением нижестоящих сотрудников в процесс принятия решений "навер- ху". Они требуют от всех, кого это касается, в особенности от руководящих работников, знания внешней среды, которое явля- ется предпосылкой для самостоятельного выявления и решения новых возникающих перед фирмой проблем. Этот вариант управ- ления предполагает наличие большего числа общих ценностей и целей, а также — вследствие относительной независимости тех, кто принимает решения, — понимание внутрифирменных взаи- мосвязей. Поэтому очевидна и необходимость в мероприятиях по повышению квалификации с целью передачи интегративных зна- ний.
(3) Специфические особенности продуктов фирмы
Особенно интенсивные мероприятия по повышению квали- фикации проводятся, как показывают исследования, на тех пред- приятиях, где основную роль играют консультационная деятель- ность и сбыт продукции.
Непосредственный контакт с клиентами требует проведения мероприятий по повышению квалификации в областях коммуникации, ведения переговоров и "public relations". Консультационные услуги возможно оказывать только при наличии у консультанта достаточной компетенции. Поэтому кроме мероприятий по повышению квалификации в сфере осуществления контактов с клиентами большое значение имеют и вопросы из профессиональной области. Те промышленные фирмы, у которых главным является производственный процесс, характеризуются меньшей активностью в области повышения квалификации в сравнении с фирмами, занимающимися в основном сбытовой деятельностью.
149
Частота и интенсивность контактов с заказчиками зависят не только от концепции сбыта. Существенное влияние оказывает сам продукт, в особенности интенсивность его технического обслуживания и послепродажных услуг.
Послепродажное и техническое обслуживание продукта свя- зано с необходимостью специфической квалификации персона- ла. "Ноу-хау", необходимое для эффективного использования дорогого и требующего соответствующего послепродажного об- служивания продукта, передается изготовителем в ходе предла- гаемых программ и через дополнительные услуги по сбыту. С точки зрения потребителя, это означает повышение квалифика- ции вне фирмы, т.е. от других предприятий, однако часто это является первым шагом на пути к подготовке собственных тре- нировочных мероприятий в этой области.
Программы повышения квалификации в возрастающей степе- ни затрагивают и персонал, обслуживающий оборудование.