Анализ Проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”.
В соответствии с Тарифным соглашением работники НПЗ имеют 17 социальных льгот. Помимо средств, которые отчисляет компания на эти льготы, администрация и профсоюзный комитет изыскивают и свои пути решения насущных вопросов заводчан.
В последние месяцы в силу объективных причин компания не выполняет ряд своих обязательств, так как вынуждена нести непомерное бремя налогов, которые существенно подрывают экономику компании. Понимая все это, НПЗ не может согласиться с задолженностью по заработной плате. В этой связи межрегиональный профсоюзный комитет провел ряд встреч с руководством “ЮКОС”, после чего были подписаны соответствующие протоколы по выплате заработной платы.
Увы, общая тенденция в стране складывается не в пользу нефтяной компании, т. е. правительство пытается в который раз погасить многомиллиардный дефицит бюджета за счет средств российских нефтяных компаний. В этой связи надеяться на своевременную и полную выплату заработной платы не приходится. Очевидно, что и об индексации заработной платы и всевозможных социальных гарантиях также пока не может быть и речи. Практически российские нефтяные компании оказываются заложниками фискальной политики правительства. “ЮКОС” все-таки пытается решать проблемы развития своих структурных подразделений. Но пока улучшений никаких не видно.
В течение прошлого года компания проводила структурную реорганизацию, целями которой было снижение издержек производства, приведение цены на нефть НК “ЮКОС” к конкурентоспособному уровню на мировых рынках. “Первый этап реструктуризации компании успешно завершен”, - заявил г-н Ходорковский, подчеркнув, что свои перспективы компания связывает прежде всего с нефтеперерабатывающим сектором и именно нефтепереработка становится стратегическим направлением развития “ЮКОСа”.
В Самарской области добывается 3% нефти от общего объема нефтедобычи в России. Здесь сосредоточено почти 10% нефтепереработки. В год на 1 жителя области приходится почти 1200 литров автобензинов местной выработки. В России совсем немного регионов, располагающих полной инфраструктурой “нефтебизнеса” - от разведки запасов до продажи нефтепродуктов. Однако область, располагающая такими уникальными возможностями, не получает выгоды от эксплуатации своих богатств.
Что будет дальше - предсказать легко: или предприятия компании начинают платить и выполнять свои обязательства, или область обращается к идее создания региональной нефтяной компании, которая бы включала полный цикл - от нефтедобычи до реализации нефтепродуктов.
Ведь наличие в области собственной нефтедобычи и нефтепереработки - это важнейшее конкурентное преимущество территории по сравнению с другими регионами. В России нет такого другого региона, который бы располагал полной инфраструктурой, обслуживающей “нефтебизнес”, - от разведки запасов до реализации нефтепродуктов. На территории области более сотни нефтяных месторождений, системе магистральных нефтепроводов, три НПЗ, нефтебазы, более 300 автозаправочных станций, а еще система подготовки кадров, научно-исследовательский институт. Область самодостаточна с точки зрения потенциала топливной промышленности, и грех было бы этим не воспользоваться.
И я полностью согласна с самарскими руководителями структурных подразделений “ЮКОСа”, что сейчас единственный выход из сложившейся ситуации - это создание своего собственного регионального холдинга.