Анализ Проблем развития вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”.
На сегодняшний день основной является проблема “Самаранефтегаза”. Если в течение 1997 года положение в целом удалось стабилизировать, в том числе и по платежам в бюджеты всех уровней, то с декабря 1997 года утвержденный головной компанией бюджет ОАО в полном объеме не исполняется. Из-за недостаточного финансирования в третьем квартале 1998 года выполнение плана работ буровыми предприятиями ОАО “Самаранефтегаз” может быть сорвано. На два месяца по той же причине были приостановлены работы на трех буровых предприятиях, на неопределенный срок были распущены часть строителей. До минимума сокращены услуги сторонних организаций и все расчеты ведутся только через “Самаранефтепродукт”. С начала 1998 года добыча нефти упала на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого года, добыча попутного и природного газа составила соответственно 98 и 96% от уровня 1997 года. Все глубже увязая в трясине долгов, “Самаранефтегаз” тянет за собой в долговую яму подрядчиков, смежников, энергетиков, по существу не расплачиваясь с ними с начала года.
Кроме того, резкое сокращение фонда заработной платы в среднем на 30%, численности работающих с начала года на 6,5% только в подразделениях ОАО “Самаранефтегаз”, которые разбросаны по территории всей области, привело в результате к сокращению налоговых поступлений в местную казну. Сокращение налогооблагаемой базы сводит на нет или до минимума запланированные и принятые на 1998 год статьи расходов бюджетов ряда территорий: ведь там, где предприятия НК являются градообразующими, речь идет о социальной стабильности территории, все более актуальной становится проблема занятости населения.
Компания пока не в состоянии обеспечить погашения старых долгов. Бюджет же долго ждать не может. В конце концов от его наполнения зависит и инфляция, загнавшая в свое время нефтяников в долговую яму. Критическим моментом здесь является тот факт, что с момента, когда “Юганскнефть” начал копить свою задолженность, до того, как государство решило принудить должника рассчитаться, коренным образом изменился статус компании. Если в 1993-1994 гг. это были государственные предприятия, то сегодня это полноценные открытые акционерные общества.
Осенью 1996 года “ЮКОС” разместил дополнительную эмиссию, по результатам которой уставный капитал компании увеличился более чем на треть. Акционеры компании имели преимущественное право покупки акций и даже пользовались особыми скидками. В итоге эмиссия была размещена полностью, а вырученные средства (около 500 млрд. руб.) направлены на погашение задолженностей “ЮКОСа” и его дочерних предприятий в бюджет и по заработной плате.
Но эта эмиссия была выгодна новым хозяевам “ЮКОСа”, которые в процессе ее размещения увеличили свой пакет в НК до контрольного. Второй из разрешенных вариантов реструктуризации долгов - это выпуск и передача государству облигаций. Холдинг, который выступил гарантом этих облигаций, естественно захотел иметь что-то взамен.
Так случилось с “ЮКОСом” и его дочерними предприятиями. 28 августа 1997 года правительство РФ, после длительного согласования издало Постановление №1069 “О реструктуризации задолженности АО “Юганскнефтегаз” и “Самаранефтегаз” по платежам в федеральный бюджет. Данное постановление разрешает указанным предприятиям провести “реструктуризацию задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет”, путем выпуска в обеспечение их основного долга в сумме соответственно 1 7153 337 млн. руб. и 382 412 млн. руб. облигаций, обеспеченных в полном объеме поручительством ОАО НК “ЮКОС”, с одновременным предоставлением в установленном порядке отсрочки по погашению задолженности по штрафам и пеням на 10 лет. Рис. 4 показывает основной долг в бюджет.
К сожалению, после всего сказанного, следует вывод: реального улучшения дел у нефтяников, от которых во многом зависит экономика области, ждать не приходится, ибо после падения цен на нефть на мировом рынке на треть 1997 году дальнейшие прогнозы также неутешительные. Даже если поднимется цена, убытки, которые понесли, нужно восстанавливать, а планы корректировать. По “Самаранефтегаз” предполагается на 40% сократить объемы бурения, добыча нефти должна составлять 8 млн. тонн. Нужны средства для реализации программы по реорганизации производства. Есть необходимость в создании фондового инвестирования, так как через 1-2 года пойдет еще падение добычи, средств же на восстановление и реконструкцию практически нет.