Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО Котласский ЦБК
Реализация управления на комбинате осуществляется на законодательной основе, включающей как внешние, так и внутренние документы, посредством функциональной и процессной деятельности, определяемой организационной структурой предприятия.
Важным параметром оценки эффективности систем управления является степень соответствия предлагаемой продукции и услуг требованиям и ожиданиям, зафиксированных в контрактах организации. Анализ динамики данных показателей за 2004—2005 гг. свидетельствует о наметившихся тенденциях к их снижению (табл. 3).
Таблица 3.Претензии и рекламации от потребителей по качеству продукции и её транспортировке в ОАО «КЦБК»
| Годы | Количество претензий и рекламаций | Сумма возмещения по претензиям от объема продаж по экспорту и внутреннему рынку, % | |
| по качеству продукции | по транспортировке | ||
| 2004 | 109 | 28 | 0,0188 | 
| 2005 | 65 | 19 | 0,0328 | 
Значительное снижение количества претензий и рекламаций от потребителей продукции связано с успешной реализацией мероприятий, направленных на улучшение качества продукции.
Улучшение качества продукции подтверждается результатами опроса потребителей продукции, который проводится ежегодно (исключение — 2004 г.), начиная с 2002 г. В нём принимали участие российские предприятия-потребители продукции ОАО «КЦБК». Методика проведения опроса определена внутренней нормативной документацией «Исследование удовлетворенности потребителей продукции ОАО «Котласский ЦБК» и основывается на установлении индекса удовлетворённости потребителя — CSI (Customer Satisfaction Index), который является комплексной оценкой качественных и иных характеристик товара, включающей в себя имидж, оправдание ожиданий, воспринимаемое качество и ценность в сравнении с идеалом. CSI выражается в процентах и в идеале стремится к значению, близкому к 100%. Достижение CSI 80-100% свидетельствует о высокой удовлетворённости потребителя продукцией (табл. 4).
Таблица 4.Удовлетворённость качеством потребителей продукции ОАО «КЦБК»
| Наименование продукции | 2002 | 2003 | 2004[8] | 2005 | ||||
| количество предприятий ,участвующих в опросе | результат оценки | количество предприятий, участвующих в опросе | результат оценки | количество предприятий, участвующих в опросе | результат оценки | |||
| 1. Дрожжи кормовые | 4 | 88 | 4 | 87 | - | - | 5 | 93,3 | 
| 2. Крафтлайнер | 11 | 90 | 9 | 94 | - | - | 9 | 91,2 | 
| 3. Котласлайнер | 11 | 79 | 9 | 79 | - | - | 9 | 94,1 | 
| 4. Флютинг | 11 | 90 | 9 | 93 | - | - | 9 | 94,1 | 
| 5. Бумага мешочнъая | 11 | 79 | 9 | 82 | - | - | 9 | 94,1 | 
Важным фактором повышения экологической безопасности производства является уровень компетенции специалистов и персонала в вопросах промышленной безопасности, качества продукции, экологического менеджмента и охраны окружающей природной среды. Обучение персонала приёмам и методам безопасного ведения производственного процесса, включая экологическую безопасность, выполнением учебных программ по охране труда и промышленной безопасности, охране окружающей среды, техническому обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала (табл. 5).
