Оценка эффективности управления предприятием в рамках системы экологического менеджмента на примере ОАО Котласский ЦБК
Реализация управления на комбинате осуществляется на законодательной основе, включающей как внешние, так и внутренние документы, посредством функциональной и процессной деятельности, определяемой организационной структурой предприятия.
Важным параметром оценки эффективности систем управления является степень соответствия предлагаемой продукции и услуг требованиям и ожиданиям, зафиксированных в контрактах организации. Анализ динамики данных показателей за 2004—2005 гг. свидетельствует о наметившихся тенденциях к их снижению (табл. 3).
Таблица 3.Претензии и рекламации от потребителей по качеству продукции и её транспортировке в ОАО «КЦБК»
Годы |
Количество претензий и рекламаций |
Сумма возмещения по претензиям от объема продаж по экспорту и внутреннему рынку, % | |
по качеству продукции |
по транспортировке | ||
2004 |
109 |
28 |
0,0188 |
2005 |
65 |
19 |
0,0328 |
Значительное снижение количества претензий и рекламаций от потребителей продукции связано с успешной реализацией мероприятий, направленных на улучшение качества продукции.
Улучшение качества продукции подтверждается результатами опроса потребителей продукции, который проводится ежегодно (исключение — 2004 г.), начиная с 2002 г. В нём принимали участие российские предприятия-потребители продукции ОАО «КЦБК». Методика проведения опроса определена внутренней нормативной документацией «Исследование удовлетворенности потребителей продукции ОАО «Котласский ЦБК» и основывается на установлении индекса удовлетворённости потребителя — CSI (Customer Satisfaction Index), который является комплексной оценкой качественных и иных характеристик товара, включающей в себя имидж, оправдание ожиданий, воспринимаемое качество и ценность в сравнении с идеалом. CSI выражается в процентах и в идеале стремится к значению, близкому к 100%. Достижение CSI 80-100% свидетельствует о высокой удовлетворённости потребителя продукцией (табл. 4).
Таблица 4.Удовлетворённость качеством потребителей продукции ОАО «КЦБК»
Наименование продукции |
2002 |
2003 |
2004[8] |
2005 | ||||
количество предприятий ,участвующих в опросе |
результат оценки |
количество предприятий, участвующих в опросе |
результат оценки |
количество предприятий, участвующих в опросе |
результат оценки | |||
1. Дрожжи кормовые |
4 |
88 |
4 |
87 |
- |
- |
5 |
93,3 |
2. Крафтлайнер |
11 |
90 |
9 |
94 |
- |
- |
9 |
91,2 |
3. Котласлайнер |
11 |
79 |
9 |
79 |
- |
- |
9 |
94,1 |
4. Флютинг |
11 |
90 |
9 |
93 |
- |
- |
9 |
94,1 |
5. Бумага мешочнъая |
11 |
79 |
9 |
82 |
- |
- |
9 |
94,1 |
Важным фактором повышения экологической безопасности производства является уровень компетенции специалистов и персонала в вопросах промышленной безопасности, качества продукции, экологического менеджмента и охраны окружающей природной среды. Обучение персонала приёмам и методам безопасного ведения производственного процесса, включая экологическую безопасность, выполнением учебных программ по охране труда и промышленной безопасности, охране окружающей среды, техническому обучению, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала (табл. 5).