Основные поля деятельности предприятия.
Предприятие в системе «Дельта» осуществляет деятельность трех видов: маркетинговую, производственную и финансовую. Каждый из этих видов деятельности имеет свои цели, достижение которых на каждом этапе игры способствует получению прибыли- глобальной цели, преследуемой руководством предприятия. В соответствии с этими различными видами деятельности участниками деловой игры «Никсдорф Дельта» принимаются управленческие решения в трех подсистемах (полях)-
Маркетинга, Производства,
Финансов (табл. 1).
Таблица 1.
Основные поля деятельности предприятия.
ПОЛЕ |
ЦЕЛЬ |
РЕШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ |
маркетинг |
Обеспечение сбыта и оборота. Максимизация валовой прибыли |
· Установление цен · Определение затрат на рекламу, сервис и исследования |
производство |
Минимизация производственных издержек. Максимизация производственного результата |
· Определение объёмов производства · Определение объёмов закупки готовой продукции с целью сохранения доли рынка при снижение объёмов производства · Закупка сырья · Приобретение и утилизация оборудования · Найм и увольнение рабочих · Определение затрат на соц. Обеспечение · Определение затрат на транспортировку продукции на удалённые рынки |
финансы |
Обеспечение финансирования предприятия. Максимизация доходов и снижение расходов от финансовой деятельности предприятия |
· Определение затрат на исследование рынка · Использование мер рационализации с целью снижения издержек управления · Определение собственного платёжного поведения · Определение объёмов краткосрочного и долгосрочного финансирования · Финансовые инвестиции · Выплата дивидендов |
Последовательность принятия решений участниками определяется последовательностью стоящих перед руководством предприятия задач. Установление цен на продукцию в соответствии с реальными затратами и ситуацией на рынке обеспечивает необходимый объем оборота. Маркетинговые мероприятия, проводимые в каждом периоде игры, способствуют увеличению сбыта продукции. Подсистема Производство позволяет выбрать оптимальную производственную программу: объем производства и соответствующие ему объемы закупок сырья, оборудования, найма или увольнения персонала. Выпуск достаточного количества продукции путем минимальных затрат - вот задача участников игры. Для финансирования маркетинговых и производственных затрат могут привлекаться кредиты. Полученная предприятием прибыль распределяется между акционерами (выплата дивидендов) или накапливается на счету предприятия.
Все три вида деятельности предприятия в системе «Никсдорф Дельта», как и на реальном предприятии, не могут рассматриваться изолированно один от другого. Для успешного управления предприятием в условиях рыночной конкуренции и достижения основной цели - получения прибыли - следует тщательно планировать каждый этап деятельности, учитывая возможные последствия принятых решений в последующих периодах игры.
Долгосрочное планирование деятельности предприятия в деловой игре «Никсдорф Дельта» достаточно сложно. Каждое из предприятий стремится оказать влияние на развитие рынка, результатом является постоянное изменение рыночной ситуации, которое зависит от решений всех предприятий-участников и практически не прогнозируется. Устойчивое положение отдельного предприятия на рынке достигается лишь при реализации определенной стратегии, учитывающей как долгосрочные цели руководства, так и состояние окружения предприятия, изменяющееся с каждым периодом игры. Поэтому мы говорим о стратегическом планировании - разработке программы действий, когда в краткосрочном плане успех определяется лишь финансовой сбалансированностью отдельных решений, а выживание, развитие предприятия зависят от своевременной реакции на рыночные изменения, прогнозирования развития рынка и подготовки решений, которые обеспечат положительный результат в будущем.