Предприятие
Данная часть б-п выполняет указательную и ознакомительную функции. Она должна показать и доказать реальность начинаемого дела, при этом не с финансовой точки зрения, а:
во-первых, наличия необходимой базы (ресурсы, оборудование, кадры, управление),
во-вторых, необходимости и полезности дела (существование на рынке неудовлетворенной потребности в товаре или в услугах).
Целью данного раздела является четкое определение ключевых характеристик бизнеса:
1. Какой профиль предприятия?
2. Какая продукция или услуги будут предложены потребителю?
3. Перспективы выхода на рынки, какие именно, какой их размер, на какую долю рынка претендует предприятие?
4. В чем преимущество подхода предприятия к работе, по сравнению с конкурентами?
5. Как (будет) организовано производство продукции и/или оказание услуг?
6. Каким будет штат сотрудников?
7. Для чего нужны привлекаемые средства и как они скажутся на прибыли.
Эти характеристики являются необходимыми и достаточными для определения перспектив любого бизнеса. Продуманная формулировка ключевых характеристик создаст документальное подтверждение основательности начинаемого дела. В изложении идеи и стратегии важно избежать многословия, туманности и сложности выражений. Плохо обдуманное дело не может быть описано ясным и простым языком. Следует избегать излишних подробностей. Документы, на которые есть ссылки, должны быть включены в план в качестве приложения.
Описание предприятия
Цель этой части – объяснить:
- что представляет собой предприятие;
- как им управлять;
- на чем основано мнение, что оно будет успешным.
Чтобы дать развернутое и конкретное описание предприятия, надо ответить на следующие вопросы:
1. Чем именно собираетесь заниматься (занимаетесь), какой продукт, кто клиенты;
2. На каком этапе развития находится предприятие;
3. Какая организационно-правовая форма предприятия;
4. Источники возникновения прибыли;
5. Дата создания предприятия;
6. Время его работы (часы и дни недели);
7. Наличие сезонности в работе.
Место расположения предприятия
В этом разделе следует ответить на следующие вопросы:
1. Адрес предприятия;
2. Физические характеристики помещения, в котором оно будет находиться;
3. Арендуется помещение или находится в собственности;
4. Требуется ли реконструкция помещения (желательно получить сметы, в письменном виде, у подрядчиков и включить их в состав приложения);
5. Какие еще предприятия располагаются на прилегающих территориях;
6. Почему было выбрано именно это место, чем оно хорошо для бизнеса;
7. Как выбор местоположения влияет на расходы предприятия.
При выборе места расположения предприятия в наших условиях, при не сформировавшемся рынке недвижимости, приходится не столько искать вариант расположения предприятия, оптимальный с точки зрения бизнеса, сколько соглашаться на любой имеющийся. Но несмотря на это, полезно при планировании, исходить из оптимального варианта местоположения предприятия. Надо подсчитать, как влияет реальное расположение предприятия на прибыль, при этом в расчет следует принимать все переменные, а не только цену. После того, как предприятие начинает работать, надо внимательно отслеживать появление новых факторов, существенных, для местоположения предприятия (строительство новых дорог, закрытие на ремонт старых, расселение и заселение домов и т.д.).