Дальнейшие пути реформирования с учетом зарубежного опыта
На сегодняшний день можно считать, что созданы базисные условия для углубления рыночных отношений и проведения очередных этапов реформирования.
Одной из главных задач, которые предстоит решить в ближайшем будущем, является обеспечение капитальных вложений в реальный сектор экономики, в том числе и в сельское хозяйство. Это возможно лишь при осуществлении комплекса мер, создающих благоприятную налоговую и финансовую среду для инвесторов.
Предстоит установить строго регулируемый государством оборот земли, который является условием формирования системы долгосрочного кредитования сельскохозяйственных предприятий.
Для преодоления бартеризации, к которой предприятия уже адаптировались, нужны последовательные меры по реструктуризации задолженностей. В данном отношении можно использовать опыт реструктуризации банковской системы. /13, с.3/
В настоящее время происходит процесс кооперирования фермерских хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства, других работ, кооперация по переработке сельхозпродукции, а так же происходит многофункциональная кооперация, то есть создание объединений, предприятий по производству, хранению и торговле сельхозпродуктов. /21,с.4/
Особое значение следует уделить упорядочению реализации полученной на крестьянских подворьях продукции. Пока здесь бал правит посредник, который приезжает, за бесценок скупает плоды труда крестьянина и втридорога продает на городском рынке. Этот “порядок” надо ломать. Следует выродить потребительскую кооперацию. Крестьяне должны получить партнера, который бы по справедливым ценам закупал у них излишки продукции, предоставляя кредит на неотложные нужды./12,с.3/
Следует отметить, что стабилизация положения в АПК и, тем более, его дальнейшее развитие зависят не только от мер государственной поддержки, а все в большей степени и от использования потенциала самого сельского хозяйства, дальнейшего его грамотного реформирования с целью повышения эффективности хозяйствования.
Перспективным этапом является создание гибкой структуры управления сельским хозяйством. При этом следует учитывать положительный опыт других стран, чтобы не повторять их ошибки. Так, например, система управления сельским хозяйством в США построено следующим образом:
Вся совокупность научных данных о развитии сельского хозяйства распределяется по трем уровням (масштабам): федеральный, штата, округа. Формирует политику федеральный уровень на основании своих данных. Политику “делает” конгресс через комитеты, в том числе комитет по сельскому хозяйству, а исполняет Президент.
Комитет всесторонне изучает проблему с привлечением профессоров университетов, анализирует приемлимость той или иной политики или программы, проекта. Далее материалы поступают в бюджетную комиссию конгресса.
Президент по результатам анализа представляет “Билль”, который утверждается на заседании двух палат конгресса, хотя иногда в виде, далеком от первоначального.
Результат исследований и слушаний раз в пять лет излагают в виде материалов (книг) для фермеров (ее название звучит примерно так: “Процессы для фермеров”). В этом материале Президент и Министр сельского хозяйства излагают политику сельского хозяйства.
Университеты в течение времени реализации проектов программ делают мониторинг “внедрения”. Поскольку университеты являются независимыми от правительства организациями (университеты финансируются по сложной системе, из различных источников), их заключения являются объективными.