Виды управленческих решений
Классификация управленческих решений осуществляется по следующим признакам:
· стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.)
· подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.)
· сфера действия (технические, экономические и др.)
· цель (коммерческие и некоммерческие решения)
· ранг управления (верхний, средний, низший)
· масштабность (комплексные и частные решения)
· организация выработки (коллективные и личные решения)
· продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения)
· объект воздействия (внешние и внутренние)
· методы формализации (текстовые, графические, математические)
· формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба)
· сложность (стандартные и нестандартные)
· способ передачи (вербальные, письменные, электронные).
4. В чем особенности, преимущества и недостатки методов прогнозирования и методов планирования
Наименование метода |
Особенности |
Преимущества |
Недостатки |
Каландарное планирование |
Отражение в таблице одновременно нескольких заказов, различ. по объему, времени,качеству и последовательности выполнения |
Простота и наглядность, удобен в фирмах с большим объемом различных работ (помогает распределить новые заказы по мере высвобождения оборудования) |
Возможен только при работе с первичными документами, требует большой точности и аккуратности |
Дерево целей |
Структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, в которой выделены: главная цель (“вершина дерева”), подчиненные ей подцели первого, второго и т.д. уровней (“ветви дерева”) |
Удобен при стратегическом планировании, используется ТОР-менеджерами |
Необходима достаточный профессионализм менеджера |
Сетевой график |
Полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Основными элементами являются работа, событие, критический путь. |
Удобен при оперативном и тактическом планировании |
Требует определенных навыков в работе |
Анкетирование и метод ПЕРТ |
Выявление мнения населения, экспертов с целью получения оценок прогнозного характера, с примененем формул (ПЕРТ) |
Дает возможность сделать прогноз при отсутствии каких-либо данных о закономерности развития процесса, оценить степень его точности, и если нужно разработать новый прогноз на любом этапе реализации |
Необходимость высококвалифицированных специалистов в данной области ( не менее 9 человек) |
Эктраполирование |
Прогнозирование полезного эффекта и элементов затрат на основе предположения, что тенеденции развития объекта в будущем будут такими же, как и в прошлом периоде. |
Удобен для отраслей и рынков со стабильной хоз. конъюктурой и со слабо меняющимся ассортиментом товаров и услуг. |
Ограниченный срок прогнозирования, непригоден для рынков, использ. достижения НТП, со значит. колебаниями товарооборота, степень конкуренции не принимается в расчет. |
Моделирование |
Построение и использование модели, отражающей внутренние и внешние взаимосвязи в ходе развития рынка. |
Используется тогда, когда информация о прошлом минимальна, но имеются некоторые гипотетические представления о рынке, кот. позволяют разработать его модель и на этой базе оценить будущее состояние рынка. |
Не соблюдается полная точность, модель берет лишь существенные свойства, но не все. |