Краткая теория вопроса.
Один из основных вопросов менеджмента - роль и функции руководителя. Этот вопрос обсуждается на протяжении очень долгого времени. Интересно, что отношение к роли и функциям руководителя изменяется с течением времени. Но это вполне объяснимо, ведь жизнь не стоит на месте. Наиболее ранние теории относятся к личностным теориям руководства, в этих теориях акцент делается на врожденные качества руководителя. Затем были созданы теории стилей руководства и ситуационные теории руководства, которые доказывают, что руководитель может приобретать с опытом работы или при помощи обучения необходимые навыки и умения.
Личностные теории руководства основаны на изучении личных качеств и характеристик преуспевающих руководителей: лидерами рождаются, а не становятся. Поэтому предполагалось, что для успеха организации необходимо найти на места руководителей подходящих людей. Согласно этих теорий руководитель должен обладать необходимыми качествами:
· Интеллект
(в идеале руководитель должен быть умнее людей, которыми руководит);
· Инициативность(способность понимать, что необходимо сделать и предпринимать необходимые действия);
· Уверенность в себе
;
· Способность понять общую ситуацию, не утонув в мелочах
.
Эти теории знакомят нас только с личными качествами руководителей, которые способствуют их успеху.
Теории стиля руководства основаны на изучении поведения руководителей в отношении к подчиненным. В 1983 году Уайт и Липпит в своих исследованиях выделили три стиля руководства:
· автократический- решения принимает руководитель;
· демократический- решения принимаются после обсуждения;
· либеральный- решения принимаются самостоятельно.
Исследования показали, что автократический стиль руководства обеспечивает высокую производительность труда, однако он демотивирует работников. Демократический стиль руководства обеспечивает оптимальное сочетание производительности и качества. Либеральный стиль руководства возможен там, где члены группы имеют четко поставленные цели.
Дальнейшее развитие теорий стилей руководства получили в работе Блейка и Моутона. Для описания стилей руководства авторы выбрали два параметра:
· уровень внимания к людям
;
· уровень внимания к производству
.
Недостаточное внимание к любому из этих параметров приводит к возникновению различных проблем. В этом исследовании доказывается, что руководитель при получении необходимых навыков и образования может изменить свой стиль руководства.
Но все же практика показывает, что идеально подходящего стиля руководства ко всем ситуациям не существует, поэтому руководитель должен приспосабливаться к любым изменениям. Эти идеи легли в основу теорий ситуационного подхода.
Теории стилей руководства получили свое дальнейшее развитие в ситуационных теориях. Главное отличие ситуационных теорий управления от теорий стилей руководства заключается в том, что они отрицают существование идеального стили руководства. Они утверждают, что стиль руководства зависит от каждой конкретной ситуации. Впервые ситуационных подход предложили Танненбаум и Шмидт в 1958 году. Они высказали предположение, что стиль руководства будет зависеть от следующих переменных:
· руководитель
;
· подчиненные
;
· задание
;
· контекст
.
Эти переменные могут быть нанесены на диаграмму. Согласование всех переменных изображается пересечением. При отсутствии согласования какой-либо из переменных, необходимо обязательно изменить одну или несколько переменных.