История создания и развития фирмы «СОНИ».
В своём стремительном развитии «Сони корпорейшн» прошла три важнейшие стадии мелкого производителя, специализированной компании и крупнейшей монополии. Фирмы всех этих типов постоянно действуют на капиталистическом рынке и выполняют важные функции.
Трудно представить сейчас, что Япония когда-то в своём индустриальном развитии отставала от развитых стран мира. А. Морита ещё во время войны задумывался над этим состоянием Японии, и размышлял, какой вклад мог бы внести в научно-техническое развитие он сам. Однако, какого было отставание Японии он даже не подозревал. «Когда я впервые услышал об атомной бомбардировке Хиросимы, меня поразило, что индустриальная мощь Америки оказалась больше, чем мы предполагали, просто несоизмеримо больше».1) Отец Акио был бизнесмен, имел фирму по изготовлению знаменитого «Саке». Но сын не пошёл по стопам отца, он учился в Токийском университете, вёл научные исследования в оптической лаборатории. Во время войны служил в армии на станции Йогамы, где работали над прибором теплового слежения. После капитуляции Японии в 1946 году, А. Морита со своим другом М. Ибуки на совместные капиталы в 500 долларов, создали компанию по переделке радиоприёмников, которая положила начало фирме «Сони». Первый транзисторный приёмник, созданный «Сони» в 1955 г. не мог конкурировать с бархатным тембром стационарных «филипсов». Мало кто мог предвидеть будущее этого предприятия, страдавшего от нехватки финансовых ресурсов, не имевшего привлекательных товаров в своей производственной программе и постоянно опасавшегося вытеснения с рынка более мощными конкурентами. Именитые радиотехнические фирмы отнеслись к нему как к курьёзу. Огромный финансовый и технический потенциал не был приведён в действие, накопленный опыт инженеров не был использован. Новичку дали возможность закрепиться на рынке. Цена этой ошибки – становление мощной «Сони корпорейшн».
Тысячи компаний и, по сей день, существуют в таких незавидных условиях. Тем не менее, их число не уменьшаются, а в последние годы даже растёт. Мелкие предприятия представляют самый крупный сектор экономики. Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функционально. Небольшие компании рассматриваются как придаток монополии, полностью зависят от интересов и целей крупнейших корпораций. Для отдельной небольшой фирмы столкновение с монополией чаще всего кончается гибелью, за 5-7 лет вся совокупность мелких компаний практически полностью обновляется.
Для мелкого бизнеса, как правило, есть две принципиально-возможные линии поведения. Первая, связана с выбором такой сферы деятельности, в которой минимален эффективный размер предприятия (например, парикмахерская, где успех зависит от мастерства персонала, а не от его численности).
Предоставленная своей судьбе, мелкая фирма первого типа может существовать долго, успешно конкурируя с крупными монополиями, но почти обязательно останется мелкой.
Другой путь развития связан с так называемой «нишевой» специализацией. Оставаясь небольшой по своим размерам, компания может стать одним из ведущих поставщиков узкоспециальной продукции, общий спрос на которую сравнительно невелик. Найти свою «нишу» достаточно трудно. В основе успешной «нишевой» стратегии лежит технологическое превосходство над конкурентами. В этом случае мелкая фирма становится незаменимой. Именно к ней обращаются, чтобы получить товар особо высокого качества. «Как новая компания мы должны были создать собственную нишу на японском рынке»1). Развитие фирмы «Сони» началось тогда, когда её создатели поняли, что они не способны конкурировать, и избрали линию на производство таких вещей, которые ни одна фирма не делала до того.
Выгодное положение способствует росту предприятия и превращению его в специализированную компанию. В конце 50-х годов «Сони» была единственным производителем магнитофонов в Японии. Начал складываться тот дух фирмы – новатора, которым впоследствии так гордилась корпорация.