Квалификация сотрудников и ее повышение
Для социально-компетентной деятельности необходимо боль- шое количество различных способностей, например восприимчи- вость, социальный анализ, правильная самооценка, контроль над эмоциями, сохранение дистанции, коммуникабельность и пред- видение последствий своих действий (см. Watzka, 1989, с. 1070).
М. Аргилс включает в понятие социальной компетентности следующие компоненты (Argyle, 1975, с. 386 и далее):
1. Мотивационные компоненты: способность к экстравертности и доминированию. Эта способность может усиливать влияние на других людей, поскольку, с одной стороны, экстравертные люди могут выдерживать большую социальную активность, а с другой стороны, социально ориентированная способность доминировать подразумевает умение добиваться своего путем убеждения, коор- динации и разъяснений, а не приказывая и критикуя.
2. Компоненты восприимчивости: способность правильно интер- претировать нс выраженное в словах отношение. К элементам нс выражаемого словами отношения относятся, в частности, внеш- ний вид, мимика, жестикуляция, взгляд, невербальные аспекты разговора (эмоциональная интонация, ошибки, акцент и т.д.).
3. Образец реакции: способность к синхронизации контакта с другими людьми. Контакты следует синхронизировать, например, в плане того. кто когда должен говорить. При помощи этой спо- собности представляется возможность держать под контролем процесс контакта и развивающиеся отношения.
162
4. Умение "подать себя " и уверенность в себе. Кто хочет дейст- вовать компетентно, должен быть не только хладнокровным, но также должен уметь предстать перед другими людьми без само- возвеличивания и вместе с тем без смущения. Как сотрудники, так и менеджеры в определенной степени обладают названными способностями: они приобрели их в процессе так называемой первичной социализации (в семье) и в процессе вторичной со- циализации (вне семьи, например, в школе, на предприятии, в кругу друзей) (Küppers, 1981, с. 85).
Чтобы соответствовать возникшим в связи с переходом к ры- ночной экономике новым формам сотрудничества и управления, а также обусловленным этими формами измененным требовани- ям, предъявляемым к управленческому персоналу, развитие со- циальных способностей должно стать одной из важнейших задач фирмы. Исходя из сопоставления имеющихся у менеджеров со- циальных способностей и новых требований, следует выявить недостающие способности и в рамках развития персонала искать и применять возможности и методы их тренинга.
Цели и возможности развития и совершенствования социальной компетентности
Формы и методы развития социальной компетентности наря- ду с передачей знаний об управлении (см. von Rosenstiel, 1987, с. 214) направлены прежде всего на повышение социальной вос- приимчивости и на приобретение навыков гибкого поведения (Gebert, 1974, с. 30). При этом знания менеджерами особенно- стей взаимоотношений, возникающих в процессе управления, и особенностей поведения являются существенной предпосылкой для того, чтобы уметь распознавать необходимость и значение социальной восприимчивости и изменений в поведении, а затем и для тренировки этих способностей.
Для приобретения знаний по управлению пригодны, в частно- сти, такие ориентированные на информацию методы, как Док- лад, реферат, дискуссия. В качестве приемов, ориентированных на процесс обучения, для отработки изменений в поведении мо- гут использоваться игры по ролям и разбор конкретных ситуаций (von Rosenstiel, 1987, с. 30). При улучшении отношений между людьми возрастает роль групповой динамики как метода обуче- ния и анализа.
Обратимся к рассмотрению целей и методики игр по ролям и групповой динамики, поскольку оба этих метода особенно пригодны для тренировки социальной компетентности у менеджеров.
163
В рамках ролевых игр моделируются социальные проблемные ситуации, и участники, выступая в той или иной роли, должны находить и применять социальные методы, чтобы разумно ре.шить заданные по роли проблемы. При этом за ними наблюдают другие лица (тренер или участники игры), и играющие участники получают обратную связь в ходе обсуждений или в виде видео- или магнитофонной записи. Преимущество игры по ролям со- стоит в том, что в качестве предмета игры можно целенаправлен- но выбрать слабые стороны в сфере социальной компетентности.Недостатки этого метода являются следствием ограниченной объективности обратной связи и вытекающей отсюда возможно- сти несправедливо критиковать или ранить психику участника игры (Argyle, 1975, с. 386 и далее).